В современных условиях все более очевидной становится истина, что здоровье человека не является товаром приобретаемым за деньги и что единственным способом сохранения и умножения здоровья является здоровый образ жизни. Важнейшим компонентом того, что мы понимаем под понятием «Здоровый образ жизни», является спорт.
Принципиальным заблуждением абсолютного большинства родителей является непонимание, доказанной тысячелетней историей и современными научными исследованиями, взаимосвязи между уровнями физического и умственного развития ребенка.
Приобщение детей младшего школьного возраста к занятиям спортом является действенным способом как минимум сохранения потенциала здоровья ребенка в условиях диктуемых современной системой образования. Реалии современной школы таковы, что для детей, выполняющих все «школьные нагрузки» практически нет шансов к окончанию школы сохранить потенциал здоровья.
Современный мир в условиях глобализации и развития информационных технологий, несмотря на все его очевидные достижения, влияет не всегда положительно на психику и физическое развитие детей. Необходимо признать тот факт, что большую часть внешкольного времени нынешние младшие школьники и подростки проводят у компьютеров и в компании мобильных телефонов. Как результат, дети «обездвижены», развивается детское ожирение и другие болезни; кроме того, бесконтрольное «сидение у компьютера» приводит к нарушениям детской психики и интернет-зависимости; и наконец, без игр и занятий спортом на свежем воздухе и социализации в детском коллективе страдает сама личность ребенка. Возможности для эффективных занятий физической культурой в рамках школьных уроков в большинстве школ существенно ограничены, так как преподаватели вынуждены на уроке ориентироваться на наименее слабых ( и, часто не желающих заниматься) учащихся. Вне школьной системы дети могут заниматься в различных спортивных секциях систем дополнительного образования, общественных организаций, коммерческих предприятий и ДЮСШ министерства спорта и туризма.
Чаще всего в организации занятий видами спорта с детьми младшего и среднего возраста преобладает направление: «специализация в виде спорта с раннего возраста» . Данный подход в большинстве случаев обусловлен необходимостью:
-обеспечения коммерческих интересов,
-имитации «массовости»,
-поиска перспективных «кандидатов в профессионалы».
Подобный подход в ряде случаев не согласуется с возрастными особенностями детской физиологии и психологии, часто не способствует укреплению здоровья. При этом, в результате, далеко не всегда реальная физическая культура становится составляющей образа жизни.
По нашему мнению, приоритетом в занятиях спортом с детьми младшего школьного возраста должно стать развитие всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. с совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями. Базовыми видами спорта, удовлетворяющими, требованиям развития и совершенствования физических и психомоторных качества, обеспечивающих высокую дееспособность, у нас являются лыжные гонки и ачери-биатлон. С учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста включаются тренировки с элементами дисциплин мультиспорта (спортивное ориентирование, велосипед, скалолазание и др.). В процессе занятий широко используются спортивные игры.